Дистанционный курс "Занимательная математика"
Содержание курса |
||
Программа предназначена для обучающихся 3 класса МОУ «СОШ №19» ЭМР. Учитель :Агафонова Галина Алексеевна Цель работы начальной школы: совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся. Модель выпускника начальной школы. Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность. Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами. Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы. Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками. Общая характеристика учебного предмета Программа учебного курса «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Предлагаемый факультатив разработан в соответствии ФГОС второго поколения и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка Основные составляющие учебно-воспитательного процесса: данный учебный курс дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти решения на практике, а также направлен на развитие познавательных процессов. Материал программы подобран и размещен в соответствии с тематикой модулей. Программа учебного курса способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна. Программа занятий строится с учетом компонентов данного подхода:
Цель курса: развитие математического образа мышления и устойчивого интереса к предмету «Математика». Программа призвана способствовать решению следующих задач: 1.Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры. 2.Предоставить дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся. 3.Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами. 4.Закрепить навыки устных и письменных вычислений. 5.Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике. 6.Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству. Ожидаемые образовательные результаты к концу 3 класса
Сформированные действия В ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется · простое наблюдение, · проведение математических игр, · опросники, · анкетирование · психолого-диагностические методики. Межпредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются связи: с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: · занятия-конкурсы на повторение практических умений, · занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), · самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), · участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Метапредметные результаты:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
8) Развитие компетентностей.
|
Учебный материал и заданияЧто дала математика людям? Зачем её изучать? |
Учебно-тематический план
Тема раздела |
Общее кол-во часов |
В том числе
|
|
Теоретические |
Практические |
||
Что дала математика людям? Зачем её изучать? |
2 |
1 |
5 |
Из истории математики |
5 |
1 |
5 |
Развитие познавательных способностей – |
16 |
1 |
4 |
Занимательная геометрия |
7 |
1 |
5 |
Очень важную науку постигаем мы без скуки |
5 |
|
5 |
Итого |
34 |
4 |
30 |
Содержание учебно-тематического плана
№ п/п |
Тематический блок |
Кол-во часов |
Содержание блока |
1 |
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
|
2 |
Математика вокруг нас. Логическая последовательность. Родственные ряды. Волшебные звёзды. Поиск лишнего ряда. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. |
2 |
Из истории математики
|
5 |
История возникновения счета числами, запись числа у разных народов древности, римская нумерация, магия числа – 5. Занимательные задания с римскими цифрами. |
3 |
Развитие познавательных способностей –
|
16 |
Игры на развитие познавательных процессов, мозговая гимнастика, решение творческо-поисковых и творческих задач, коррегирующая гимнастика для глаз, логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
4 |
Занимательная геометрия |
7 |
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
5 |
Очень важную науку постигаем мы без скуки
|
5 |
Головоломки с цифрами, числовые ребусы, магические квадраты, загадки с использованием чисел, логические задачи, сочинение. «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?». Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». |
|
Итого |
34 |
|