Дистанционный курс "Читаем, думаем, рассуждаем"
Курбатова Любовь Павловна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №19" ЭМР |
Содержание курса |
|
Программа предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «СОШ №19» ЭМР Цель работы начальной школы: совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся. Модель выпускника начальной школы. Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с ФГОС. Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность. Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами. Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы. Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками. Общая характеристика учебного предмета Учебный курс «Читаем, думаем, рассуждаем» имеет большое значение в решении задач развития и образования обучающихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Учебный курс «Читаем, думаем, рассуждаем» отличается следующими особенностями: Задачи: Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает: - ориентацию на достижение цели и основного результата образования ; -развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: — проблемно-диалогическую технологию, — технологию мини-исследования, — технологию организации проектной деятельности, — технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов), - здоровьесберегающие технологии; - ИКТ технологии.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС К концу 2 класса будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. Развитие компетентностей.
|
Учебный материал и заданияСказка – ложь, да в ней намёк … Подводим итоги |
Содержание учебно-тематического плана
№ п/п |
Тематический блок |
Кол-во часов |
Содержание блока |
1
|
«Устное народное творчество». |
1 |
Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений. Рассмотрение понятия «фольклор». Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, скороговорки, загадки); узнавание, различение, определение основного смысла. |
2 |
«Сказка – ложь, да в ней намёк …» |
10 |
Русские народные сказки и сказки зарубежных классиков. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной мысли) сказки, её нравоучительный характер. |
3 |
«Мудрые страницы». |
2 |
Знакомство с жанром басни, её особенностями. Различие басни и побасёнки. Определение морали (главной мысли) басни. Знакомство с понятиями «баснописец», «аллегория». Определение видов устной речи: диалога или монолога на основе содержания текста басни. Творческая деятельность учащихся: чтение по ролям, инсценирование. Заучивание наизусть по выбору. |
4 |
«Жизнь дана на добрые дела». |
6 |
Произведения классиков отечественной литературы Х1Х – ХХ в.в., классиков детской литературы. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»), определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое). Письмо отзыва о герое. |
5 |
«Прекрасное рядом». |
6 |
Стихотворная речь: узнавание, различение от прозаической речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Заучивание наизусть стихотворений по выбору |
6 |
«Что такое? Кто такой?» |
1 |
Представленность справочно-энциклопедической литературы. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). |
7 |
«Знакомые незнакомцы». |
2 |
Знакомство с детской периодической печатью: журналами, газетами. Определение жанров напечатанных текстов. Распознавание произведений знакомых авторов. Подробный пересказ художественных произведений, заучивание наизусть лирических произведений по выбору. Интерпретация текстов литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценировка, словесное рисование, составление текстов занимательного характера: загадок, кроссвордов. |
8 |
«Из любимых книг». |
3 |
Знакомство с произведениями классиков детской литературы. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование, описание, рассуждение (монолог героя, диалог героев). Реализация творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. |
9 |
«Подводим итоги». |
3 |
Выявление уровня сформированности читательской компетентности, самостоятельности в выборе книг; умения анализировать книгу (её составные части), а также анализ художественного произведения и характеристики персонажа. |