Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Персональный сайт - Дистанционный курс_Курбатова
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 27.12.2024, 11:42

МОУ "СОШ № 19 им. И.П. Кузнецова" г.Энгельс

Приём в школу
Меню сайта
ПДД
Школьная газета
Интернет-портал
Отечество
Памятные даты
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Дистанционный курс_Курбатова

Дистанционный курс "Читаем, думаем, рассуждаем"

Курбатова Любовь Павловна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №19" ЭМР

 Содержание курса

Программа предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «СОШ №19» ЭМР

Цель работы начальной  школы: совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся.

     Модель выпускника  начальной школы. Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с ФГОС. Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность. Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами. Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы. Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Читаем, думаем, рассуждаем» имеет большое значение в решении задач развития и образования обучающихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. 
Приоритетной целью является формирование читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность – это владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. 
Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:

Учебный курс «Читаем, думаем, рассуждаем» отличается следующими особенностями: 
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений; 
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств. 
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Значительное место в курсе «Читаем, думаем, рассуждаем» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др. 
Во 2-м классе дети читают предназначенную их возрасту художественную литературу – книги лучших русских писателей и зарубежную классику. Обучающиеся обязательно узнают новых писателей, неизвестные ранее книги. Кроме художественной литературы, второклассников надо познакомить с научно-познавательной и даже справочной книгой, написанной в научно-художественной форме. С помощью учителя и самостоятельно обучающиеся убеждаются, что обычно научно-художественную книгу справочного характера не читают подряд – «от корки до корки», а открывают в нужном месте и находят там необходимую информацию. Справочная литература: серия книг «Что такое? Кто такой?», серия «Почемучкины книжки», серия «Я познаю мир». Наконец, во 2-м классе детям надо дать первое представление о детской периодике. Всё это: художественная литература, научно-познавательная книга, детская периодика – и составляет фактический круг самостоятельного чтения второклассников. Задача учителя помочь каждому ребёнку освоить этот круг, вырабатывая к нему своё собственное отношение. .

Задачи: 
1) воспитание интереса к чтению и книге. 
2) овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 
3) воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. 
4) формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; 
5) освоение учениками нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания. 
Специфика учебного предмета В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка. 
Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится всё более объективной и самокритичной. 
Главное при формировании читательской самостоятельности – это собственная деятельность обучающихся с книгой и среди книг. 
1) Ставить перед детьми такие задания, с которыми они непременно справятся, но не потому, что должны, а потому, что хотят и могут, т.к. обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы проявить самостоятельность. 
2) Внимательно следить за продвижением каждого ребёнка-читателя и в то же время не превращаться в безучастного контролёра, щедро делиться с ними своим читательским опытом. 
3) Постоянно знакомить детей с теми средствами, которые изобрело человечество для 8-9-летних читателей, чтобы они успешно овладели искусством подчинять себе «океан книг», формировать в детях потребность этими средствами систематически пользоваться. 
Учебный материал, реализующий программу курса, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. 

Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает:

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования ;

-развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию мини-исследования,

— технологию организации проектной деятельности,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных  успехов),

-   здоровьесберегающие технологии;

-   ИКТ технологии.

 

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

К концу 2 класса будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. 
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС НОО. В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения». 
Обучающийся научится: 
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; 
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; 
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; 
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. 
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); 
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; 
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; 
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); 
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; 
Обучающийся получит возможность научиться: 
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; 
- писать отзыв о прочитанной книге; 
- работать с тематическим каталогом; 
- работать с детской «периодикой». 
Результаты изучения учебного предмета 
Личностными результатами являются следующие умения: 
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 

Метапредметными результатами является формирование УУД. 

Регулятивные УУД: 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 
- проговаривать последовательность действий на уроке; 
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 
- учиться работать по предложенному учителем плану. 
Познавательные УУД: 
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; 
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 
Коммуникативные УУД: 
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 
- слушать и понимать речь других; 
- выразительно читать и пересказывать текст; 
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им; 
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). 
Предметными результатами является сформированность следующих умений: 
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; 
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; 
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; 
- делить текст на части; 
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; 
- подробно и выборочно пересказывать текст; 
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; 
- размышлять о характере и поступках героя; 
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; 
различать народную и литературную (авторскую) сказку; 
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; 
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); 
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

 Развитие компетентностей.

  • информационная компетентность
  • коммуникативная компетентность
  • предметная компетентность
  • нравственная компетентность
  • познавательная компетентность:
  • личностная компетентность:
  • самообразовательная компетентность:
  • социальная компетентность
  • компетентное отношение к собственному здоровью

 

Учебный материал и задания

Устное народное творчество

Сказка – ложь, да в ней намёк …

Мудрые страницы

Жизнь дана на добрые дела

Прекрасное рядом 

Что такое? Кто такой?

Знакомые незнакомцы

Из любимых книг

Подводим итоги

Содержание учебно-тематического плана

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Содержание блока

1

 

 

 «Устное народное творчество». 

 

1

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений. Рассмотрение понятия «фольклор». Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, скороговорки, загадки); узнавание, различение, определение основного смысла. 

2

«Сказка – ложь, да в ней намёк …» 

10

Русские народные сказки и сказки зарубежных классиков. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной мысли) сказки, её нравоучительный характер. 
 

3

«Мудрые страницы». 

2

Знакомство с жанром басни, её особенностями. Различие басни и побасёнки. Определение морали (главной мысли) басни. Знакомство с понятиями «баснописец», «аллегория». Определение видов устной речи: диалога или монолога на основе содержания текста басни. Творческая деятельность учащихся: чтение по ролям, инсценирование. Заучивание наизусть по выбору. 

4

«Жизнь дана на добрые дела». 

6

Произведения классиков отечественной литературы Х1Х – ХХ в.в., классиков детской литературы. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»), определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое). Письмо отзыва о герое. 
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения; его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. 
 

5

«Прекрасное рядом». 

6

Стихотворная речь: узнавание, различение от прозаической речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Заучивание наизусть стихотворений по выбору

6

«Что такое? Кто такой?» 

1

Представленность справочно-энциклопедической литературы. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). 

7

«Знакомые незнакомцы». 

2

Знакомство с детской периодической печатью: журналами, газетами. Определение жанров напечатанных текстов. Распознавание произведений знакомых авторов. Подробный пересказ художественных произведений, заучивание наизусть лирических произведений по выбору. Интерпретация текстов литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценировка, словесное рисование, составление текстов занимательного характера: загадок, кроссвордов. 

8

«Из любимых книг». 
 

3

Знакомство с произведениями классиков детской литературы. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование, описание, рассуждение (монолог героя, диалог героев). Реализация творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. 

9

«Подводим итоги». 
 

3

Выявление уровня сформированности читательской компетентности, самостоятельности в выборе книг; умения анализировать книгу (её составные части), а также анализ художественного произведения и характеристики персонажа. 
 

Вход на сайт
Поиск
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки
ШСК "Спасатели"
ГТО
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки

School19Engels © 2024
Конструктор сайтов - uCoz