Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Персональный сайт - инновации
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 11:28

МОУ "СОШ № 19 им. И.П. Кузнецова" г.Энгельс

Приём в школу
Меню сайта
ПДД
Школьная газета
Интернет-портал
Отечество
Памятные даты
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

инновации

Инновации, направление работы

 

 

План работы муниципальной опытно-эксперементальной площадки в МБОУ "СОШ № 19" ЭМР Саратовской области в 2012-2013 учебном году

 

тема: "Интеграция социальных экологических практик с предметами учебного плана"

 

 

Инновационная деятельность в школе

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

  1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

    • цель и содержание образования;

    • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

    • формы организации обучения и воспитания;

    • система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

    • образовательная экология.

  2. По способу возникновения и протекания инноваций:

    • систематические, планомерные;

    • стихийные.

  3. По глубине и ширине осуществления инноваций:

    • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;

    • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

  4. По характеру происхождения:

    • внешние;

    • внутренние.

  5. По признакам масштабности:

    • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);

    • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);

    • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  1. Возникновение или зарождение идеи нового.

  2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

  3. Разработка путей реализации цели и проектирование.

  4. Реализация проекта.

  5. Распространение новой практики.

  6. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;

  • опыт, рожденный в данной школе;

  • педагогический опыт, рожденный в других школах;

  • директивы и нормативные документы; .

  • мнение потребителя образовательных услуг;

  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;

  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;

  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

  • изменения в организации образовательного процесса;

  • изменения в технологиях обучения и воспитания;

  • изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, проходят специальное психологическое обучение.

Концепция Службы примирения базируется на трех основных положениях:

1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся через деятельность Школьной Службы примирения (ШСП).

Задачи:

- организовать деятельность ШСП (подготовить нормативную документациюи мотивация подростков для работы в Службе);

- обучить подростков – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

- реализовать деятельность Службы в контексте имеющейся образовательной среды.

Для работы в Службе примирения приглашаются подростки 7 – 10 классов. Причем, акцент на учебной успешности или наличии лидерских качеств учащихся не ставился.

Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином. Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент.

Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Основоположником и главным «двигателем» восстановительного правосудия в России является МОО ОЦ «Судебно-правовая реформа» и ее президент Рустем Максудов. Он и Антон Коновалов стоят у истоков развития ШСП в Москве, Самаре, Волгограде, Перми, Дагестане и других территориях РФ.

Цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.

-акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя.

-выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.

-восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Как и в любой организации, Школьная Служба примирения придерживается в своей деятельности определенных принципов. К ним относятся следующие:

- добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);

- конфиденциальность;

- нейтральность;

- активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подготовка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.

Иногда, для некоторых детей младшего звена, медиаторы Службы примирения становятся значимыми старшими (особенно для тех, где эмоциональные связи между членами семьи нарушены), к которым дети начинают обращаться с другими своими проблемами, или приводят друзей со схожими трудностями. Есть случаи, когда побывавший на встрече с медиаторами ребенок учит одноклассников, как нужно вести себя в конкретной ситуации. Налицо реализация метода «каждый учит каждого».

Основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации до самой примирительной встречи сторон иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в школьной жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер. Это очень трудоемкий процесс. Требующий огромного терпения и настойчивости. В восстановительном правосудии нет «легких» случаев. Так как, зачастую банальная драка при проведении работы, вскрывает несколько застоявшихся или длящихся по времени конфликтов. Иногда в конфликт втянуты третьи участники или имеется, так называемый, «вложенный» конфликт. При проведении медиации нужно быть готовым к тому, что будут «неудачи». Зачастую это связано с отказом одной из сторон в участии в разрешении конфликта

Изначально куратором и организатором ШСП представляется социальный педагог. Но социальный педагог в школе - это организатор и главное действующее звено административно карательного инструмента. Поэтому зачастую у детей складывается образ социального педагога как лицо исполняющего функцию «наказать», то есть вызвать родителей, направить на совет профилактики или на рассмотрение на КДН. Поэтому на стадии становления необходим тесный контакт с психологом школы. Ни кто кроме психолога не сможет помочь подросткам - медиаторам избавиться от собственных проблем и подготовить их к грамотному урегулированию конфликтных ситуаций и ведению примирительных встреч.

Работа учащихся в ШСП позволяет выявить у подростков заметные изменения на личностном уровне:

- у участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации, проявляли понимание и уважение, передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.

- для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить во время работы сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.

- перед учителями и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам ШСП и диалогу, построенному на взаимоуважении.

Ожидаемые результаты деятельности ШСП:

- воспитание установок толерантного сознания;

- снижение конфликтности, криминализации школьной среды и профилактика девиантного поведения;

- формирование и налаживание работы команды ученического самоуправления из числа учащихся 7 – 10 классов, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов в образовательной среде;

- утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;

- обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;

- трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для педагогов и школьников;

- организация продуктивного сетевого взаимодействия с правовыми структурами.

Вход на сайт
Поиск
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки
ШСК "Спасатели"
ГТО
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Полезные ссылки

School19Engels © 2024