Программа предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «СОШ №19» ЭМР
Цель работы начальной школы: совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся.
Модель выпускника начальной школы. Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с ФГОС. Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность. Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами. Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы. Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Читаем, думаем, рассуждаем» имеет большое значение в решении задач развития и образования обучающихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Приоритетной целью является формирование читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность – это владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:
Учебный курс «Читаем, думаем, рассуждаем» отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Значительное место в курсе «Читаем, думаем, рассуждаем» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Во 2-м классе дети читают предназначенную их возрасту художественную литературу – книги лучших русских писателей и зарубежную классику. Обучающиеся обязательно узнают новых писателей, неизвестные ранее книги. Кроме художественной литературы, второклассников надо познакомить с научно-познавательной и даже справочной книгой, написанной в научно-художественной форме. С помощью учителя и самостоятельно обучающиеся убеждаются, что обычно научно-художественную книгу справочного характера не читают подряд – «от корки до корки», а открывают в нужном месте и находят там необходимую информацию. Справочная литература: серия книг «Что такое? Кто такой?», серия «Почемучкины книжки», серия «Я познаю мир». Наконец, во 2-м классе детям надо дать первое представление о детской периодике. Всё это: художественная литература, научно-познавательная книга, детская периодика – и составляет фактический круг самостоятельного чтения второклассников. Задача учителя помочь каждому ребёнку освоить этот круг, вырабатывая к нему своё собственное отношение. .
Задачи:
1) воспитание интереса к чтению и книге.
2) овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3) воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
4) формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
5) освоение учениками нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания.
Специфика учебного предмета В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка.
Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится всё более объективной и самокритичной.
Главное при формировании читательской самостоятельности – это собственная деятельность обучающихся с книгой и среди книг.
1) Ставить перед детьми такие задания, с которыми они непременно справятся, но не потому, что должны, а потому, что хотят и могут, т.к. обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы проявить самостоятельность.
2) Внимательно следить за продвижением каждого ребёнка-читателя и в то же время не превращаться в безучастного контролёра, щедро делиться с ними своим читательским опытом.
3) Постоянно знакомить детей с теми средствами, которые изобрело человечество для 8-9-летних читателей, чтобы они успешно овладели искусством подчинять себе «океан книг», формировать в детях потребность этими средствами систематически пользоваться.
Учебный материал, реализующий программу курса, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования ;
-развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— проблемно-диалогическую технологию,
— технологию мини-исследования,
— технологию организации проектной деятельности,
— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов),
- здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ технологии.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС
К концу 2 класса будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС НОО. В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения».
Обучающийся научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской «периодикой».
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Развитие компетентностей.
- информационная компетентность
- коммуникативная компетентность
- предметная компетентность
- нравственная компетентность
- познавательная компетентность:
- личностная компетентность:
- самообразовательная компетентность:
- социальная компетентность
- компетентное отношение к собственному здоровью
|
Учебный материал и задания
Устное народное творчество
Сказка – ложь, да в ней намёк …
Мудрые страницы
Жизнь дана на добрые дела
Прекрасное рядом
Что такое? Кто такой?
Знакомые незнакомцы
Из любимых книг
Подводим итоги |